Квартирный вопрос и заработки портовиков


Квартирный вопрос — самый острый в порту, к тому же он усугубляется тем, что около 50 % жителей состоящих на балансе управления 24 домов давно утратили всякие связи с портом. В то же время более половины из 350 его тружеников нуждаются в улучшении жилищных условий. Строительство своими силами удовлетворить потребности в жилье не может: ежегодно здесь вводится только один 12-квартирный дом.


Конечно, Северное пароходство помогает, но «доить» его без конца, считают портовики, — тоже не выход. Головное предприятие само находится в сложном положении, призывает входящие в него коллективы к самостоятельности, но на современном языке это означает не что иное, как предложение потуже затянуть пояса. Кто откажется, если выйдет толк? Но при таком грузообороте сильно не разгуляешься...


Хозрасчет здесь тоже не оправдал себя в той мере, на которую рассчитывали. Слишком много оказалось дыр, требующих латания. Помимо жилья и коммунального обслуживания, в Нарьян-Марском порту давно назрела проблема реконструкции деревянных причалов, строительства новых. По самым скромным подсчетам, на это требуется 3 млн. руб. и еще столько же — на покупку земли у промзоны без учета стоимости строительства на ней электростанции. Дорого обходится и содержание средств механизации, которых здесь более чем достаточно, а также подходных каналов, едва ли не самых сложных на Севере!


Действительно, длина последних составляет 133 км (70 миль), ширина — 60 м. При таких габаритах и изобилии колен от моряков требуется ювелирное искусство судовождения. Особенно трудно вписаться в канал у входных створов, когда их топит льдом, а капитаны предоставлены самим себе. Снятие судов с мели в этом районе стало привычной спасательной операцией, кстати, дорогой для пароходства. К сожалению, мечте начальника порта Л. Хайкина — установить здесь створы на таком прочном основании, чтобы им не страшны были никакие ветры и льды, вряд ли суждено сбыться в ближайшем будущем.


В порту сейчас накопилось столько острых проблем, что, не решив их, нельзя быть уверенным в завтрашнем дне. Об одной из них — жилье — мы уже рассказали. Другая — заработки портовиков. Переход в 1987 г. отрасли на новые тарифные ставки повсеместно сопровождался введением нормативного метода формирования фонда оплаты труда, где главный регулятор — соотношение между ростом заработной платы и производительности труда. Для порта его установили равным 1. Между тем, расчеты показывают, что для Нарьян-Марского научно обоснованный коэффициент составляет 1,9.


В результате же этот показатель выполнен не был, поэтому в порту не смогли использовать средства фонда на повышение заработной платы. Пришлось пойти на крайние меры: зарезервировать премию. Естественно, довольных таким оборотом дела среди рабочих не оказалось.


Видимо, тогда впервые и пробежала «черная кошка» между воротами Нарьян-Марского порта и зданием управления, между рабочими и ИТР. Докеры уверены, что среди последних много лишних людей. Правда, долг рабочим удалось вернуть очень скоро, но ситуация снова повторилась, и примирение между двумя сторонами отодвинулось на неопределенный срок. Не хочется винить или оправдывать ни тех, ни других. И все же забастовка — это не выход из положения. В стране, как известно, — сложная экономическая ситуация. Зачастую рост заработной платы превышает рост производительности труда, много убыточных или малорентабельных предприятий. Наступило непростое время — жить на средства, которые заработал сам коллектив. Любой вид забастовки в таких условиях только усугубит трудности, бумерангом ударит по трудящимся. Рейтинг букмекерских контор на сайте https://24-bet.ru/ максимальное честный. Полные обзоры БК, что будет полезно всем новым игрокам.