Стеклянный глаз века


— Сравнение нашего политического фильма с западным не совсем правомерно, — раздумывает мой собеседник. — Нашего зрителя не нужно убеждать в таких вещах, в каких приходится убеждать зрителя на Западе. Социалистическое общество объединяет позиции зрителя и документалиста. Под политическим фильмом вообще я понимаю выражение мыслей по поводу процессов, происходящих в мире. В целом это фильм, утверждающий доброе и отрицающий злое, разоблачающий пороки, которые мешают нашему обществу.

— А что можно сказать о фильме-памфлете?

— В последнем сборнике, посвященном документальному кино, среди двухсот пятидесяти страниц есть только три об этом жанре кинопублицистики. Александр Медведкин жалуется там на свое Одиночество. Непостижимо, говорит он, почему у нас не делают фильмов, противостоящих хоть как-то потоку антикоммунистической пропаганды!

Я считаю, — продолжает мой собеседник, — что по своей форме фильм-памфлет близок к плакату. Но не к плакату 20-х годов, а к плакату нашего времени. Он должен быть ироничен по-современному, ирония — это ведь тоже категория, меняющаяся во времени. «Разящая сатира» 20-х годов, ее язык, стиль не перенесешь механически в наше время. Что было острым когда-то, сегодня может оказаться грубым. Что было точным, сегодня может выглядеть как анахронизм. Как и любой другой фильм, памфлет должен быть «сориентирован» не только на материал, но и на язык современности, на интеллект сегодняшнего зрителя. Памфлет должен быть как выстрел, как короткая пулеметная очередь. Памфлет «на час» может неожиданно для автора разрушить сам себя.

Каковы же пути возрождения жанра кинопамфлета? Этот вопрос я ставлю почти в риторической форме, потому что прямого и конструктивного ответа на него никто не дает. Обошел его и мой собеседник.

Кто-то назвал телевизор «стеклянным глазом века». Мол, не мы смотрим его, а он вглядывается в нас, все больше вовлекая в свой голубой мозаичный мир. Канадский профессор Маклюэн возвестил даже о начале новой эры, которая преобразит человечество на основе телеинформации. Не станем вникать в это пророчество, заметим только, что к документальному кино телевидение действительно предъявляет новые требования, на документалистов «стеклянный глаз» смотрит сейчас довольно пристально.

О телевидении Леонид Махнач говорил со мной не то чтобы неохотно, но как-то дежурно. Сказал, что не видит особой специфики документального телефильма, разве только то, что ему не противопоказана мно-госерийность и фрагментарность. Рассказал, что еле высидел на сеансе одной документальной ленты, так она была затянута, но потом видел ее на телеэкране, и ничего, смотрелась, потому что можно было отвлечься, передохнуть.

Но если фильм хорош для кинозала, то тем более будет хорош для телеэкрана. Есть, правда, ленты, противопоказанные для малого экрана, например, «Товарищи потомки» или «Наш марш». Еще, сказал Леонид Махнач, в телевидении другие скорости.

Вот тут можно и призадуматься. Разве новые скорости, оперативность не говорят о специфике телефильма? Ведь именно скорости определяют в наше время эффективность кинопублицистики. Сколько на киностудии делают документальную ленту? Год, пол года? Даже киножурнал «Новости дня» не слишком оправдывает свое назначение. В лучшем случае это новости прошлой недели. Какие же это новости? Я не хочу сказать, что в телеобъединении «Экран», где существует объединение документального фильма «Публицист», делают фильмы значительно быстрее. Но все-таки быстрее, и со временем добьются скорости, потому что телевидение к этому обязывает. Скорость — это возможность «поймать» проблему, а без проблемы нет кинопублицистики.

Читая потом этот абзац, Леонид Махнач сделал пометку: «Спутаны две вещи, кинохроника и кинопублицистика. Что касается документального фильма (не кинохроники, здесь все ясно, первенство за телевидением), то не так уж важно, за какой срок он сделан, тем более что я знаю случаи, когда в «Экране» фильм в две части делался 7—8 месяцев. Мы тематические документальные фильмы делаем быстрее, у нас получше организовано производство, пока». Получай большие бонусы и выигрывай уже сейчас в казино по ссылке .